07/10/2016 Новости РАН
Академик Владимир Накоряков об эффективных менеджерах
606 РАН СО РАН ИТ СО РАН ФАНО ИФ СО РАН Аналитика Новосибирск Реформа РАН Кто бы мог в доперестроечные времена представить, что руководить наукой будут не ученые, а скорее враги Академии наук. Эти времена пришли. После разделения Академии наук на Академию наук, состоящую только из членов Академии и в последнее время из так называемых профессоров РАН, и передачи институтов в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО), началось уничтожение и остатков фундаментальной науки в России.
После того как в ведение ФАНО был передан бюджет Академии, начался бюрократический террор с бесконечным количеством экспертов по использованию каждой копейки, жутким контролем над покупкой оборудования и, более того, в обязательном порядке стала рекомендоваться работа по стратегическим направлениям, выработанным экспертами ФАНО на основе зарубежного опыта.
Эффективные менеджеры никак не могут осознать, что эти, заимствованные у Европы «дорожные карты развития науки», отражают прошлое их науки. В Японии это поняли давно. Рождающиеся у них новые направления в науке японские ученые сознательно публикуют только на японском языке. Ведь какая это прелесть! Недавно мне подарили книгу на «японских иероглифах», в сопроводительном письме на английском языке говорится, что в книге достаточно много ссылок на мои работы. Объяснение этому дал один из крупных ученых. «А зачем? — говорил он. — Пусть потеют сами, и пусть попробуют сами получать Нобелевские премии». Возникает задача найти дешевый и быстрый метод перевода книги на русский язык, но руки до этого пока «не доходят».
Если бы ученые всего мира публиковали свои результаты только на национальных языках, то американская наука быстро бы скисла, а вслед и американская индустрия. Однако я лично отрицаю этот путь. Наука должна быть открытой всему миру. Только так мир будет богатеть глобально. Однако правительство должно самым мощным образом поддерживать науку, так как наука, так же как и оборона, гарантирует независимость и мощь страны.
К счастью, эффективные менеджеры начинают уходить. Вместо врага Академии на пост министра образования и науки России вступила профессор О.Ю. Васильева — высокообразованная доктор педагогических наук, специалист по религиоведению, что очень важно в наше время религиозных войн. Еще больше надежд внушает назначение на пост заместителя министра по науке и научным технологиям члена-корреспондента Академии наук и борца за сохранение Академии Алексея Владимировича Лопатина, окончившего Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «геологическая съемка, поиски и разведка», в прошлом – заместителя директора по научной работе Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН.
Если пост заместителя министра по образованию будет занимать опытный и уважаемый среди работников вузов человек, то будет выполнен баланс интересов всех основных направлений образования и науки. Проблема руководителя ФАНО М.М. Котюкова остается, надеюсь ненадолго.
Однако беда идет не только от эффективных менеджеров во всех отраслях нашей жизни, но и от качества во всех без исключения областях жизни страны — во всей интеллектуальной сфере развития страны, образования, науки, культуры, киноискусства и т.д. Многие ведущие ученые и академики уже высказывали свое мнение по этому поводу.
Например, один из знаменитых медиков заявил, что обвиняет Министерство образования и науки России в том, что все выпускники медицинских вузов не годятся для работы; всех выпускников медицинских вузов нельзя даже и близко подпускать к реальным пациентам.
С другой стороны, меня удивило и обрадовало совсем недавнее интервью знаменитого режиссера, продюсера и актера Андрея Кончаловского. Он снял фильм «Рай», удостоенный главного режиссерского приза «Серебряного льва» 73-го Венецианского кинофестиваля, фильм о судьбе женщины, попавшей в немецкий концлагерь, в котором уничтожались десятки тысяч заключенных. Роль главной героини сыграла его супруга — Юлия Высоцкая. Зрители рыдали. Фильм наполнен всеми ужасами фашизма и того, как и народ, такие, как и Гейне, и Бетховен, Вагнер, и Шиллер, и Гёте, и множество других, были репрессированы и уничтожались в лагерях смерти. Судя по всему, фильм во многом похож на великий и ужасный роман Эриха Ремарка «Искра жизни». В интервью Кончаловского его возмущение невероятно низким качеством наших фильмов и сериалов абсолютно совпадает с моим. Артисты в большинстве своем играют отвратительно, а многие певцы поют ужасно; я выделяю единицы из них действительно талантливых и одаренных. Грубо говоря, я не могу разбираться во всем этом, но безвкусицу и фальшь чувствую хорошо.
Мне очень нравится последнее творчество Киркорова. Голос у него замечательный и, банально говоря, поет он с душой. Также нравится творчество старых классиков, таких как, например, Антонова. Молодые звезды и звездочки, рождающиеся в прекрасных школах и даже, например, в музыкальных школах — шоу «Голос» с замечательными воспитателями Градским, Биланом, Пелагеей, Гагариной и другими, даже не прошедшие и первых ступеней испытаний, в дальнейшем «процветают», поражая своей безвкусицей текстов, вульгарностью и плохим слухом. Пытаются петь в качестве подарков на многих шоу, например, на «Поле чудес», на вульгарной передаче, где подбираются женихи и невесты за одну встречу, где они и танцуют, и поют. Увидев это, затыкаю уши и убегаю; иногда смотрю только ради смеха.
Самое замечательное и что меня восхитило в интервью Кончаловского, это его мнение о нынешнем состоянии образования и общем образовательном уровне нашей молодежи — откуда взяться молодым и способным артистам, пригодным к театральному искусству и киноискусству? Беда в том, что все они обучаются на компьютерах, в результате молодые люди лишены своей памяти и заменили ее на компьютерную. Они не в состоянии ни усвоить, ни впитать в себя культуру и историю страны, понять менталитет своего народа, сверить всё прошлое с настоящим; они лишены умения думать и творить. Только редчайшие таланты могут пробиться на основе каких-то своих генетических особенностей, и конечно, есть молодые люди, готовящие себя к жизни без использования компьютеров. Конечно, вблизи мощных артистов, писателей, режиссеров и т.д. есть небольшие музыкальные школы певцов, артистов, исполнителей, но они теряются в массе бездарностей. Мнение Кончаловского полностью совпадает с моим мнением об отсутствии памяти у молодого поколения. Я направил письмо в Министерство образования и науки России, ссылаясь на доказательства о потере памяти у молодежи, приведенные в статье «Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips», опубликованной во всемирно известном журнале Science, № 333, 5 августа 2011 г., основанной на исследованиях ученых Гарвардского университета о физиологическом состоянии памяти людей. Учеными Гарварда и ряда других вузов исследовался мозг ученых, руководителей и разных людей, конечно, получивших образование. Изучались кровоснабжение, деятельность нервной системы и т.д. В статье приведены три впечатляющие фотографии с выводами: у пожилого поколения старше 60 лет — память практически полностью сохранена, у людей среднего возраста от 40 до 60 лет — есть пробелы, у людей моложе 30 лет память вообще отсутствует, и это страшно. Потеря памяти у молодежи — это хуже любого террора.
Нам же навязывают науку менеджмента исключительно на молодых. Это полностью разрушит государство в течение пары десятков лет. Надеюсь же только на то, что экстренно принятые меры и опора на «таланты» имеющих память при внимательном отборе на работу позволит решить эту проблему.
Уже заместитель председателя Правительства России О.Ю. Голодец вносила предложения более чем наполовину сократить количество вузов, надеясь, что в ближайшее время прекратится безумная практика объединения отличных вузов с техникумами с одним руководством. Назначение в вузах и научных учреждениях руководителей-бюрократов, выдуманное эффективными менеджерами, которых пытаются превратить в хороших ученых.
Вред, который М.М. Котюков уже принес науке, трудно даже оценить. Это надо же было объединить Институт леса им. В.Н. Сукачева и Институт физики им. Л.В. Киренского в Красноярском научном центре Сибирского отделения РАН. Кто мог догадаться внести такое предложение? Просто как до этого можно было додуматься?
Я нашел единственный вуз в мире типа нашего Федерального университета — это городской Нью-Йоркский университет, где обучаются десятки тысяч студентов. Стоимость платного обучения 2-3 тысячи долларов в год, когда в среднем американском высшем вузе стоимость 20-30 тысяч долларов в год; в Гарварде 150-200 тысяч в год. Пропорционально этому и состояние памяти, и качество образования. За выпускников ведущих вузов борьбу ведут ведущие корпорации, исследовательские университеты и институты, бюджетные организации всех министерств и ведомств и т.д. Прекрасный пример описания этого можно найти в знаменитом романе Джона Гришэма «Фирма» или в романе Тома Вулфа-младшего «Я — Шарлотта Симмонс». В Европе Оксфорд, Кембридж, Геттинген, Школа инженеров в Париже и многие другие вузы готовят специалистов самого высокого класса; это же происходит и в Японии, и в Китае; в России, безусловно, это Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, часть факультетов Московского государственного университета.
Назначение на посты ректоров университетов эффективных менеджеров, объединение вузов, по существу, это экономический террор. Этот термин ввел не я. В 1937 году мой отец был расстрелян за терроризм. В то время он в должности директора Строительного института в Одессе распределил 200 студентов на места назначения не по плану, а по своему усмотрению, как ему казалось, на более нужные для страны места, и был расстрелян за экономический терроризм. Доказательства этого у меня на руках в виде дела КГБ на отца.
То, что многие ученые и деятели культуры большого масштаба обратили внимание на проблемы в образовании, очень важно.
Академик В.Е. Накоряков