Арктика наша!

0
249

12/06/2016

Арктика наша!

500 ИНГГ СО РАН ИГМ СО РАН ИЭОПП СО РАН Арктика Новосибирск Совещание Науки о Земле Это восклицание специального представителя Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президента Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» Артура Николаевича Чилингарова, прозвучавшее на «Технопроме-2016», не столько относилось к территориальному суверенитету над арктическими территориями, сколько взывало к необходимости максимально эффективного их использования. 

Знаменитый полярник выступал с приветствием участникам пленарного заседания «Российская Арктика. Стратегия и технологии освоения». К этому мероприятию экспертным советом коллегии Военно-промышленной комиссии РФ был выпущен специальный доклад, соавторами которого стали, в частности, председатель СО РАН Александр Леонидович Асеев и директор Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН академик Николай Петрович Похиленко, а также заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения член-корреспондент РАН Валерий Анатольевич Крюков. С устным резюме выступил руководитель ВПК и заместитель главы правительства России Дмитрий Олегович Рогозин. Освоение Арктики он назвал «целью, которая по плечу великому народу», отметив, что до последнего времени Дальний Восток и Север «были недостаточно колонизированы и деградировали в 1990-е годы».

 

 Дмитрий Рогозин

Арктика, по оценке вице-премьера, находится в «зоне неопределенности», которая делится на три полосы. Первая связана с западными санкциями на поставки некоторых технологий, вторая — с изменениями климата, в том числе площади и плотности ледяного покрова, третья — с резкими колебаниями цен на нефть, которые затрудняют достоверное прогнозирование и препятствуют запуску долговременных инвестиционных проектов. Особое внимание Дмитрий Рогозин уделил месту Арктики в обеспечении широтной транспортной связанности России, уподобив Северный морской путь и Транссиб рельсам, а сибирские реки — шпалам между ними. Парк арктической авиации (состоящий в основном из самолетов марки «Ан») сильно изношен, а отношения с производившей их Украиной не позволяют говорить о глубокой модернизации или закупках новых моделей. Но замглавы кабинета обнадежил тем, что на пассажирские линии в Арктике планируется выпустить полностью российский Ил-114м с дальностью полета до 2 000 км, а военные получат адаптированный к северным условиям транспортник Ил-112в.  Дмитрий Олегович также анонсировал запланированный на 16 июня 2016 года спуск на воду нового атомного ледокола «Арктика» (преемника одноименного) с силовой установкой в 60 мегаватт. «Серия предполагает как минимум три корабля», — сообщил вице-премьер.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Устройство LHC

Севморпути участники заседания уделяли особое внимание в силу целого ряда причин: изменений климата и геополитической обстановки, возвращения в Арктику военных, экономическим соображениям. Со слов Дмитрия Рогозина, если в 2010 г. по СМП было перевезено 1 600 000 тонн грузов, то в 2015 — уже 5 400 000. Но практически весь этот фрахт был российским: вернуть иностранных заказчиков еще только предстоит. Директор Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова Юрий Федорович Сычёв рассказал, что появление в Арктике девяти «опорных зон», от Кольской до Чукотской, позволит реализовать прогноз, согласно которому перевозки по СМП к 2030 году могут возрасти вдесятеро. При этом международный грузовой транзит составит почти 60%. Северному морскому пути, считает Д.О. Рогозин, уже сегодня нужен единый оператор: такого же мнения придерживаются 67 опрошенных ГОИНом организаций. Правда, респонденты разошлись во мнении о форме такой «управляющей компании» для СМП — от госкорпорации до некоммерческого партнерства, а Юрий Сычев считает оптимальным консорциум. При этом на первом месте стоит функциональная надежность полярной трассы. «Нужна гарантия проводки на любой сезон, на любую толщину льда», — настаивал Д.О. Рогозин.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ключевые аспекты выбора и установки паркета и паркетной доски: материалы, структура, отделка и экологическая устойчивость

 

  (слева направо) Дмитрий Рогозин, Вячеслав Першуков, Алексей Конторович, Михаил Эпов

Другая тема, различные аспекты которой обсуждали на заседании — это разработка ресурсов Арктики и необходимых для этого отечественных технологий. «Такого сосредоточения запасов нефти и газа в Арктике, как в Ямало-Ненецком автономном округе, нигде в мире больше нет», — убежден научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН академик Алексей Эмильевич Конторович. При этом он настаивал на необходимости составления «детальнейшей государственной программы по обеспечению всего цикла работ собственными технологиями и отечественным оборудованием». Дмитрий Рогозин сообщил, что принято решение об открытии федерального высокоширотного полигона для испытания всей продукции, предлагаемой как «арктическая». 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Растения-хищники появились в ботсаду новосибирского Академгородка

Один из научных заделов продемонстрировал директор ИНГГ СО РАН академик Михаил Иванович Эпов​ — новый метод, способный лечь в основу геоэлектрической технологии разведки на шельфе, причем без использования донного оборудования. Вторая потенциальная революция в геофизических измерениях — ведение их с беспилотных аппаратов. Два дня полетов заменяют 2 месяца работы наземной партии, давая ощутимый экономический и экологический (без прорубания просек или езды на гусеницах по тундре) эффект, а точность показаний академик М. Эпов назвал в 0,3 нанотесла.

Пленарное заседание «Российская Арктика. Стратегия и технологии освоения» завершило рабочую программу Дмитрия Рогозина на «Технопроме-2016». Вице-премьер отметил роль Новосибирска и соседних регионов как мощного научно-образовательного «тыла» освоения высоких широт: «Для России важно, чтобы Юг Сибири, с его обрабатывающей промышленностью, с агропромышленным комплексом и интеллектуальным потенциалом, работал в единой связке с Арктикой». Дмитрий Олегович обозначил импортозамещение ключевой темой «Технопрома-2017» и предложил провести выездную сессию форума на космодроме Восточный: «Вы увидите Циолковский — город будущего и полигон для всего лучшего».

Андрей Соболевский

​Фото автора