Французский художник Николас Ланкре. Что его связало с русским балетом?

0
245

Французский художник Николас Ланкре. Что его связало с русским балетом?

Художник Николас Ланкре родился в Париже в 1690 году, прожил 53 года (умер в 1743 году). Как пишут историки, он блестяще передавал в своих картинах дух эпохи, ее вкусы и манеры.

Николас Ланкре, «Мари Камарго», 1730 г., 45×55 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Фото: Источник Он учился у Пьера д’Улина, но оставил его и перешел к Клоду Жилло — ученику Ватто (Николас восхищался творчеством Ватто). В 1718 году Николас Ланкре становится членом Академии, а в 1735 году — ее управляющим.

Фото: ru.wikipedia.org

Любимые сюжеты Ланкре — балы, свадьбы, ярмарки. Но среди его работ есть и портреты, и исторические картины.

Фото: commons.wikimedia.org
Фото: Источник

Среди его работ есть четыре картины с одинаковым названием: «Танцует мадмуазель Камарго». Три из них различаются размером, цветом платья, цветовой палитрой и изображением природы. Такое впечатление, что автор сделал несколько копий: главная фигура скопирована без существенных отличий.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Юбилей академика Дмитрия Георгиевича Кнорре

Для кого это делалось — совершенно неясно. Видимо, заказчики не были очень богатыми людьми, поэтому полотна невелики по размеру. И есть еще одно полотно большего размера, на котором у танцовщицы есть партнер.

Фото: Источник
Фото: Источник
Фото: commons.wikimedia.org
Фото: commons.wikimedia.org
Фото: Источник

Кто она, эта танцовщица с необычной фамилией «Камарго»? 1872 год. Мариинский театр дает премьеру балета «Камарго». Авторы — Мариус Петипа и Людвиг Минкус. В главной роли — Адель Гранцов. Замечательные авторы, замечательная балерина и не менее замечательная героиня.

С Мариусом Петипа и Людвигом Минкусом российский читатель знаком хотя бы по балету «Дон Кихот». Адель Гранцов — немецкая балерина (1845−1877), ее учительницей была мадам Доминик (Париж). Дебютировала в Париже в 1866 году в балете «Жизель».

А что представляла собой героиня, которой три выдающихся мастера посвятили свою работу? Мари Анн Камарго (1710−1770) — балерина парижской Королевской академии музыки. Ее дебют состоялся 5 мая 1726 года. Блестящая балерина исполнила партии в 78 спектаклях (балетных и оперных).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Из новосибирского Академгородка отправили письма одаренным школьникам

Есть один эпизод, который можно считать фантазией, а можно и принять за правду. В третьем томе «Истории моей жизни» Казановы описаны впечатления главного героя от балетного спектакля:

Сразу после Дюпре я вижу женщину-танцовщицу, которая мчится по всей сцене как сумасшедшая, прыжки направо и налево с большой скоростью. «Это знаменитая Камарго, мой друг, вы приехали в Париж вовремя, чтобы на нее посмотреть. Ей тоже шестьдесят лет. Она первая женщина-танцовщица, которая решилась прыгнуть, до нее этого не делали. И что еще примечательно — она не надевает панталоны».

Историки пишут, что Мари Камарго сделала еще одну вещь: она укоротила юбки. В ее пути на сцене был пятилетний перерыв, когда она перестала выступать по требованию любовника Луи де Бурбона, графа Клермонтского. По возвращении на сцену она танцевала еще десять лет — с 1741 по 1751 год. За заслуги перед французским балетом она получила государственную пенсию. Для справки. Балет «Камарго» основан на драматическом событии: Мари Анн и ее сестра были похищены графом Де Мелан в мае 1728 года. Что там было — сегодня трудно добыть достоверные сведения об этом, да и вряд ли это настолько интересно. Неизвестно, как публика восприняла балет, но в 1901 году Русский императорский балет Льва Иванова возобновляет спектакль. Первую партию в этом балете довелось танцевать и Матильде Кшесинской. После Октябрьской революции балет не был поставлен ни разу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Тюменские ученые определят, как изменилась природная среда в Арктике

Что еще почитать по теме?

Художник Джованни Болдини и его муза. Где нашелся ее портрет?

Ольга Спесивцева. «Трагическая муза» русского балета — кто она? Часть 1

Какая миллионерша превратилась в самую эротичную балерину? Судьба Иды Рубинштейн