Мне с самого начала казалось, что если уж с кем-то и сравнивать уборка снега цена в Москве, то это с нашими северными соседями. Кто лучше справляется с обильными снегопадами? И где технологически проблемы погодных аномалий решаются более качественно и быстро? К сожалению, когда посты пишут люди, знакомые с вопросом, но с невысоким рейтингом, они зачастую оказываются вне поля зрения общественности. А мне кажется, это очень интересно. Человек побывал в Швеции, Финляндии и Норвегии и имеет возможность сравнить, где и как убирают снег.
Рассуждая о правовых и нормативно-технических документах, очень тяжело самому не взять официально-представительский тон. Всем понятно, что статьи, изобилующие терминами и сокращениями, для понимания тяжелы. Часто становится так, что интересная статья проходит мимо своей аудитории из-за сухого непонятного изложения. Рискну даже сделать предположение, что люди, нарочито излагающие свои мысли слишком тяжело для понимания, хотят показаться более профессиональными, чем они есть. Может быть даже более умными. Запутать. Я постараюсь не повторять их ошибку.
Этой статьёй я хочу поделиться с вами особенностями уборки снега в Москве относительно крупных городов в трёх суровых зимних странах — Швеции, Финляндии и Норвегии. Уж там-то, наверное, о снеге знают всё? Хоккей, горные курорты, глинтвейн и прочее такое. Разберёмся, а выводы вы сделаете сами.
Причиной написания этой статьи стала повсеместная критика коммунальных служб нашей столицы. Она меня задевает. Нет, ну серьёзно. Если бы не знала эту тему и как всё происходит, то может была бы с вами — по другую сторону баррикад, а так нет, не могу. Проще запретить снегу идти, чем угодить жителю Москвы. Используем реагент — у собак ножки болят, не используем реагент — козлы, скользко же, могли бы и посыпать. Убираем снег — всю дорогу перегородили, бараны, проехать невозможно, не убираем снег — где коммунальщики, куда идут мои налоги?
Финляндия. Хельсинки.
Ну что сказать. Прежде всего, это строгое деление территорий, подверженных уборке. Владельцы офисов и частных домов заключают с сервисами соглашение об уборке снега. Работа дворником практически себя изжила в этом городе, но ещё кое-где встречается, как правило, это заслуженный и всеми любимый житель дома. И зарплата у него 1.500-2.000 у.е., что для русского понимания нереально много, а для финна средненько. Правда работа дворником подразумевает несколько больше, чем уборка улицы в Финляндии.
Возвращаемся к частным компаниям. Если вы не заплатили вовремя абонентскую плату (как за Интернет, как за электричество и т.д.), то готовьтесь, что на работу придётся проникать через сугробы по колено. И это не просто слова — в Финляндии серьёзная зима с осадками и проблема со снегом — это как у нас проблема с лесными пожарами летом. Помимо этого, указанные сервисы строго подчинены площади уборки и каждый лишний метр оплачивается отдельно. Капитализм, такие дела.
За падение гражданина на территории, которая должна была быть почищена, обслуживающей компании приходит серьёзный штраф, вплоть до суда с лишением лицензии, поэтому отношение к своей работе весьма профессиональное, построенное на ответственности. Центральные улицы в регламенте города Хельсинки относятся к первому классу, а все остальные улицы — второго класса, причём улицы тоже обслуживаются частными компаниями, просто более крупными и лучше оснащёнными. Такие компании нанимает мэрия.
Классность улицы влияет на скорость реагирования уборочной техники. В случае метели, если вы живёте далеко от центра, можете в ближайшие часы и не ждать, что появится кто-то в спецовке с лопатой. Печально, правда?
Из неоспоримого плюса, который я ой бы как хотела, чтобы он появился и у нас — на улицах, на углах домов, устанавливаются таблички, которые информируют водителей о том когда будет произведена очистка улицы. В случае, если предупреждение не подействовало, мешающий автомобиль может быть эвакуирован, а водителю придёт штраф. Кто не спрятался — я не виноват, понимаете? И никаких скандалов с автовладельцами, всё официально, всё задокументировано. Депутат, молю, прочитай мою статью и протолкни закон в нашей Думе.
Реагент для разъедания снега не используется, а собранный снег сваливают прямо в Балтику, т.к. экологически он чистый. Ну по крайней мере так пишут, что чистый. В случае серьёзной наледи применяется гранитная крошка. Она не даёт людям, зверям и машинам скользить, а при таянии снега быстро превращается в пыль, которая затем убирается летней техникой с пылесосами.
Ну и последнее — ещё в Хельсинки существуют две улицы с подогревом (!) для них действуют иные правила — снега на них не должны быть вообще. Ну вы видели рядом с домами проталины от проходящей теплотрассы, вот это типа того же. Но Москве равняться на подобные нанотехнологии с обогревом асфальта мне кажется не стоит, потому что у нас улица с подземным отоплением быстро покроется бомжами и мы будем наблюдать грязные тулупы и миски для мелочи. Спасибо, лучше уж снег.
Норвегия. Осло.
В Норвегии за очистку улиц от снега отвечают городские власти. В этом Москва и Осло похожи. Вообще, из этой тройки — Норвегия нам наиболее близка в плане борьбы со снегом. Но есть и отличия. Приоритет в Осло отдаётся очистки проезжей части. Не просто отдаётся, а в регламенте так и сказано, что движение автомашин не должно быть оставлено из-за выпавшего снега. Про пешеходов не сказано ничего. Я смотрела. По отзывам туристов и русскоговорящего населения, очистку тротуаров на улице с уже очищенной проезжей частью приходиться ждать по 1-2 дня. А за проход по проезжей части могут оштрафовать. Так что для автомобилистов там хорошо, а для пешеходов не очень. Для Осло применяются собственные стандарты чистоты города. Улицы считаются в нормальном состоянии, если толщина слежавшегося снега не превышает 5см. В Москве снегоуборочная техника и дворник начинают работать, если снег превышает 3см. Есть разница? На крупных трассах выстраиваются машины с отвалами (прям как у нас), разница лишь в том, что если остаётся 1-2 полосы свободные, то рядом с крайним отвалом едет машина со шлагбаумом, перекрывающим свободную проезжую часть, лишающим нетерпеливых водителей возможности манёвра с обгоном чистящей техники. На более мелких дорогах установлены по обочинам вешки (типа флажков для горнолыжников на спуске), чтобы не сбиться с дороги, когда вокруг белым-бело. Эти вешки как бы говорят нам «эй, ребята, мы знаем, что снега много, но чистить это пока не можем, так что вы между флажками езжайте и Бог вам в помощь». На практике такие дороги и правда чистятся намного реже, чем крупные. Понравилось в регламенте Норвегии позиция с наймом волонтёров для уборки снега с поощрением на усмотрение властей. Обычное явление для этой холодной страны увидеть как ваш сосед-юрист чистит улицу. Часто плата за уборку снега — это горячий обед и ужин в передвижной столовой, а то и вовсе памятная медалька. И ведь вызываются же люди!
Швеция. Стокгольм.
Как бы не удивительно это звучало, но эта крепкая хоккейная страна из трёх наших примеров наиболее плохо справляется с выпавшем снегом. Трудно определить причины, скорее их несколько и они связаны между собой, приведённая ниже статья хорошо расставляет точки над «i», мне кажется лишним добавлять что-либо от себя.
https://slon.ru/world/sneg_v_stokgolme_v
Если вы любознательны, ознакомьтесь, на мой взгляд интересненько.
Вот мы и познакомились с крупными снежными столицами и особенностями их содержания. Плюсов много, но и минусов достаточно. Посмотрите в окно, а правда ли в вашей стране всё так плохо? Может быть это не плитка собянинская виновата в том, что вы поскальзываетесь каждый пройденный метр, а в том, что вы надели обувь с не зимней подошвой? Впрочем, я думаю, что плитка — это отдельная тема для статьи, ведь одно только упоминание этой плитки вызывает наброс в Интернете.
Кто-то из блогеров недавно рассказывал как проходит смена на его работе, когда руководство отправляет народ на уборку улиц, но практически не остановился на самом процессе очистки. А ведь это занимательный процесс, надо сказать! Можно сказать творческий. Причём регламентированный, никакой самодеятельности и анархии.
Знали бы вы, друзья, сколько споров было разрешено за подобным занятием… Сколько философских тем было поднято в процессе уборки! К примеру, мне помнится, правда не в этом году, а в позапрошлом, рабочие обсуждали насколько провальным для СССР было, если бы Белка и Стрелка не вернулись с орбиты. Обсуждалось также и насколько лучше воспринимается книга, если читать её на родном языке, а не в переводе. Чёрт побери, это ведь настоящая романтика. Ну когда ещё такое услышишь?
В ночную смену, ближе к 4 часа утрам, помимо лютого желания лечь спать прямо посреди убранной улицы, появляется ощущение затерянности во времени. Когда кругом мелькают грузовики со снегом, погрузчики, рабочие с лопатами, полевая кухня, потом опять идёт снегопад и всё заново чистить, то просто теряешь точку отсчёта и кажется, что это никогда не закончится.
А ты, работник банка, хочешь ли узнать как проходит ночная смена, благодаря которой ты сможешь успешно дойти до двери своего офиса, не намочив начищенные ботинки? Или тебе всё равно и лишь результат имеет значение? Знаешь ли сколько калорий сжёг слесарь-пенсионер, махая лопатой, сначала собирая снег в кучи, потом отбивая лопаткой подснежный лёд, затем закидывая эту кучу в ковш погрузчика, а потом обрабатывая реагентом?
О, это не тот фитнес, к которому ты привык. Где можно сделать передышку и где ничто тебя не держит. Где в любой момент можно уйти. Обязанность коммунальщиков Москвы — чистить улицы дочиста, до асфальта. Только регламент, только хардкор. Что это, если не желание обеспечить жителям максимальный комфорт? Мне кажется, что это та мелочь, которой стоит гордиться. И приведите её в пример, когда знакомый житель другой страны спросит что у нас нового и как нам живётся.
Открою вам тайну: в нашем городе тоже происходит разделение улиц на приоритетные и второстепенные, но при это различие не в том что и когда будут убирать, оплачено ли или бесплатно, а лишь в количестве техники и бригад. Никто не делит людей на второсортных и элитных, как бы не хотелось злым языкам. Согласись, скрипя сердце, аноним, что Мясницкая для города немного важнее, чем твой 2-ой Грайвороновский проезд? И работать там должно техники и бригад в 3-4 раза больше, чем в твоём дворе? И это не в обиду будь сказано, а исходя из здравого смысла. Каждый считает, что именно его проблема — самая важная. Что только его одного обижают и не дают жить. Это не так. Нужно иметь терпение и понимание как всё работает.
Московский регламент для коммунальщиков намного жёстче, чем для наших зарубежных «коллег». Если в Швеции снежные валы собирают в месте, где удобен подъезд техники, то у нас запрещено складировать снег на перекрёстках, люках подземных коммуникаций, нельзя бросать на газон, тротуар, вдоль стен зданий. И знаете, друзья, эти правила выполняются. За коммунальщиками и их работой очень пристально наблюдают органы надзора от мэрии. Вы же слышали как на дворника кричит необъятная тётка лет 50-60? Это надзор для них. А у нас, помимо собственного, «мосводосточного» надзора, приезжают всякие контролирующие молодые люди с руками, никогда не поднимавшими ничего тяжелее ручки, при малейшей провинности составляют акт о нарушении. Проверяющих больше, чем работников… Вот бы и проверкам дать лопаты, интересно — долго бы они продержались?
Что ж, подводя итог нашей статьи, хочу сказать на своём примере, что людей, которые считают, что всё плохо, всё тлен, что там, где нас нет — там хорошо — большинство. И их не переубедить. Слышали недавнюю историю как девушке-дизайнеру в ЦАО сосулька разбила «ягуар»? Давненько не было такой радости в комментариях. Потому что «ягуар», потому что девушка и потому что дизайнер. Если бы сосулька разбила твой дачный Ланос, дорогой аноним, то тебе было бы не до смеха.
Так что, если я кому-то дала понять, что Москва совершенно не отстаёт технически и даже опережает многие столицы по качеству выполнения работ, то моя статья не была пустой и скучной. Я искренне надеюсь, что работа слесарем будет такой же уважаемой, как и некогда в прошлом. Не перестаю в это верить.