Межведомственная кооперация необходима для решения государственных задач

0
222

17/11/2016 Новости СО РАН

Межведомственная кооперация необходима для решения государственных задач

424 СО РАН РАН ФАНО ИФПМ СО РАН Сотрудничество Инновации Томск ​Не секрет, что ведомственные барьеры — едва ли не главные препятствия технологическому развитию современной России. Однако перед страной стоят задачи, которые можно решить только при эффективном сотрудничестве вузов, исследовательских институтов и наукоемких производств. Механизмы такого взаимодействия отрабатывают в Томске.

В начале 2015 года распоряжением российского правительства был утвержден проект и одобрена концепция создания в Томской области инновационного территориального центра “ИНО Томск”. Цель проекта — концентрация компетенций и ресурсов научно-образовательного комплекса Томска и передового производства на решении актуальных задач научно-технологического и инновационного развития, причем не только и не столько Томской области, сколько России в целом.

В процессе реализации проекта “ИНО Томск” родилась одна из новых форм кооперации научных организаций — так называемые комплексные планы научных исследований и разработок. Смысл их — построение системы координации работ научных организаций по госзаданиям Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и развитие трансфера результатов фундаментальных исследований и разработок в реальный сектор экономики Российской Федерации. Сегодня эта форма имеет узнаваемое сокращение — КПНИ, она принята в ФАНО России, ее обсуждали и согласовали в Сибирском отделении РАН. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Телецкое озеро - природный символ России

Инициатором создания первого КПНИ “Перспективные материалы с многоуровневой иерархической структурой для новых технологий и надежных конструкций” выступил Институт физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФПМ). В число участников проекта входят 10 научных организаций из Томска, Новосибирска, Уфы, Омска, Екатеринбурга, Перми и Москвы и 14 университетов-партнеров из России, Германии, Израиля. Мероприятия по осуществлению этого КПНИ вошли в проект “ИНО Томск”, их реализация должна содействовать обеспечению международной конкурентоспособности отечественного материаловедения, повысить эффективность междисциплинарных исследований и отработать механизмы вовлечения научных результатов в реальный сектор экономики.

Так, одной из стратегических задач, определяющих конкурентоспособность России в ближайшие годы, является переход на масштабное использование в хозяйстве страны сжиженного природного газа. Это позволит газифицировать населенные пункты, транспортные и промышленные объекты, удаленные от магистральных трубопроводов. Прежде всего, в труднодоступных арктических районах, для освоения которых требуется стабильное энергообеспечение с использованием дешевого топлива. Кроме того, в процессе сжижения плотность газа увеличивается в сотни раз, что повышает не только эффективность его транспортировки, но и удобство хранения, позволяя создавать запасы.

Однако, обладая очень низкой температурой, сжиженный природный газ надо хранить и перевозить в специальных изотермических резервуарах. Но в России нет масштабного производства современных криогенных танк-контейнеров для его перевозки разными видами транспорта. Потребность в этих емкостях обеспечена максимум на треть. Это означает стратегическую импортозависимость.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Экспедиция Class@Вaikal использовала профилограф ИрНИТУ для поиска древнего Танхойского озера

Выход один — в кратчайшие сроки наладить производство в России мультимодальных криогенных танк-контейнеров. Мультимодальность здесь подразумевает возможность быстрой и технологичной перегрузки таких емкостей с одного вида транспорта — морского, речного, железнодорожного, автомобильного — на другой. Тогда можно организовать доставку сжиженного природного газа от производителя к потребителю без промежуточной перевалки груза в портах и на железнодорожных станциях, что обычно сильно увеличивает время и стоимость транспортировки. Не стоит забывать и о безопасности таких перевозок, ведь большинство инцидентов с опасными грузами происходит именно при их перевалке. Мультимодальные перевозки выгодны и для месторождений, расположенных в неблагоприятных для строительства газопроводов районах континентального шельфа: не стоит даже объяснять, почему это так важно для нашей страны!

В настоящее время по поручению Президента РФ выбраны более 20 пилотных регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Воронежская, Калининградская, Ростовская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская области; Краснодарский, Пермский, Ставропольский края; республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Ингушетия, Коми, Крым и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), где по распоряжению Правительства Российской Федерации происходит перевод транспорта и техники на газомоторное топливо, строят газовые заправочные станции, развивают сервисную инфраструктуру. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  РФФИ: конкурс проектов фундаментальных научных исследований 2018 года

Для решения этой задачи одно из ведущих предприятий России в области транспортного машиностроения — ЗАО “Чебоксарское предприятие “Сеспель” — при поддержке Кабинета министров Чувашской Республики создает с использованием современных роботизированных и автоматизированных технологий высокотехнологичное производство отечественных мультимодальных криогенных танк-контейнеров. А ключевые материаловедческие задачи будущего процесса решают Институт физики прочности и материаловедения СО РАН совместно с университетами Томска. Благо, что уже есть успешный опыт сотрудничества промышленников с томскими учеными. 

Разрабатываемая отечественная продукция обещает быть доступной по цене, а по техническим характеристикам — соответствовать высоким мировым стандартам качества. Это позволит существенно снизить нашу зависимость от импорта.Необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы намечено выполнять в кооперации с организациями — участниками и партнерами КПНИ. Будет использован опыт выполнения проектов Минобрнауки, в том числе осуществленных совместно с Ракетно-космической корпорацией “Энергия” им. С.П.Королева.

Этот пример демонстрирует, что новые формы сотрудничества (проект “ИНО Томск” и КПНИ) не только позволяют преодолевать межведомственные барьеры, но и способствуют межрегиональной кооперации. И в Томске, и в Чебоксарах уверены, что понимание важности проблемы для страны, высокий профессиональный уровень исполнителей и их предыдущий успешный опыт сотрудничества — гарантия решения поставленной задачи. Лариса Куровская