Несмотря на упорную работу Минской группы и их партнеров, возможность заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном крайне сложно. Для Баку Нагорный Карабах — часть территории Азербайджана. Самым важным для Еревана является сохранение Нагорного Карабаха за пределами территории Азербайджана.
Десислава Русанова
Интересов и красных линий, которые нельзя пересекать, так много, что статус-кво «замороженного конфликта» более приемлем, чем любой мир. Сегодня, как и на протяжении нескольких веков, Кавказ — буферная зона между Россией, Турцией, Ираном и Западом. Ни армяне, ни азербайджанцы не пойдут на необходимые компромиссы
27 сентября на границе Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (армянский Арцах) началась полномасштабная война, в которой, с одной стороны, участвовали вооруженные силы Азербайджана, а с другой — (непризнанная) армия Нагорного Карабаха и вооруженные силы Армении.
Еще тогда «Труд» отмечал, что победа одной из сторон невозможна, равно как и невозможен мир без компромиссов, поэтому победителей не будет. Через две недели после начала самых широкомасштабных боевых действий после окончания войны 1988-1994 г. стало ясно, что как для армян, так и для азербайджанцев цена продолжения боевых действий слишком высока, и 10 октября они заключили гуманитарное перемирие и согласились возобновить мирные переговоры.
Возможен ли вообще мир в Нагорном Карабахе?
Для достижения успеха в мирных переговорах и заключения мирного договора необходимо одновременное присутствие нескольких факторов:
1. Безвыходное положение, вредное для обеих сторон;
2. Точки соприкосновения для возможного достижения согласия;
3. Широкая поддержка в собственной стране и со стороны сторонников внутри и за пределами страны;
4. Благоприятные геополитические обстоятельства. Великие силы должны прийти к общему согласию в том, что решение этого конфликта необходимо;
5. Политическая воля и сильное руководство с обеих сторон.
В настоящее время ничего из этого в ситуации с нагорно-карабахским конфликтом нет. Безвыходное положение, вредное для обеих сторон
На практике это означает, что поддержание конфликта будет обходиться обеим сторонам достаточно дорого, они не смогут качественно улучшить свои позиции, поэтому будут вынуждены искать способы разрешения конфликта. В течение последних почти 30 лет для Армении, Азербайджана, а также для территории Нагорного Карабаха сохранение статус-кво было меньшим риском, чем его изменение.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в Армении и Нагорном Карабахе, и несмотря на политически невыгодный для экономически процветающего Азербайджана факт, что 20 процентов его территории не находятся под его контролем, изменение статус-кво обойдется всем дороже. Фактически, на протяжении последних почти 30 лет, с тех пор как было подписано первое перемирие и начался мирный процесс, эта тупиковая ситуация оказывается не вредной, а удобной для обеих сторон. Конечно, эта ситуация ранит, но не так сильно, как интенсивные боевые действия, ни к чему не приводящие мирные процессы и возможное сосуществование двух искалеченных народов.
Точки соприкосновения для возможного достижения согласия
Самым важным для Азербайджана в мирном договоре является гарантия того, что Нагорный Карабах — часть территории Азербайджана. Самым важным для Армении является сохранение Нагорного Карабаха за пределами территории Азербайджана. Второй важный момент для Азербайджана — возвращение беженцев в свои дома. Для Армении это сложный момент, поскольку возвращение беженцев может привести к тому, что азербайджанцы вновь будут составлять большинство в Нагорном Карабахе. Таковы красные линии в позициях двух стран, ведущих мирные переговоры. При этих взаимоисключающих красных линиях по двум наиболее важным для сторон вопросам достичь мира будет нелегко.
Благоприятные геополитические факторы
В этом условии больше всего противоречий. На Кавказе переплетаются интересы Турции, России, Ирана и Запада. Нагорный Карабах попадает в контекст общей динамики нынешних отношений между Россией, Турцией, Ираном и Западом — сложного конгломерата процессов, начинающихся на Кавказе, проходящими через Сирию до Ливии, и процессов, начинающихся в Грузии, проходящих через Украину до Беларуси — геостратегических интересов, таких как управление политикой, физическое присутствие (военные базы, корпорации), нефтегазовая инфраструктура.
Кроме того, сегодня, как и на протяжении нескольких веков, Кавказ — это буферная зона между Россией, Турцией, Ираном и Западом.
Кавказ и Нагорный Карабах находятся в зоне «замороженных конфликтов» вокруг границ России — области, имеющей большое значение для безопасности России. Неслучайно вокруг границ России заморожено так много подобных нерешенных конфликтов — Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Донбасс. Несколько лет назад бывший президент России Ельцин сказал о Нагорном Карабахе: «Мы не хотим, чтобы Азербайджан проиграл, но мы также не хотим, чтобы выиграла Армения».
Несомненно, в последние месяцы большое влияние здесь оказала внешняя политика Турции.
Поддержка в собственной стране и со стороны сторонников внутри и за пределами страны
Жители Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха настроены наиболее радикально — национализм и пропаганда в течение последних 30 лет сделали свое дело. Народы обеих стран не готовы идти на многие уступки, а именно они необходимы для подписания мирного договора.
Незадолго до новой эскалации Владимир Казимиров, российский посредник при заключении перемирия в 1994 году, сказал: «Урегулирование этого конфликта требует много усилий, терпения… Это дело должно перейти в руки новых поколений, а не тех, кто участвовал в этой войне». Но 30 лет спустя это новое поколение снова стало военным. Для установления мира в регионе нужно снова ждать следующее поколение?
Даже если один из лидеров (президентов) захочет пойти на политический риск и начать мирные переговоры для разрешения конфликта, все, кто принимал участие в мирных переговорах, знают, что самые трудные переговоры — это не переговоры с противником, а со своей собственной страной.
Политическая воля и сильное руководство с обеих сторон
Даже при самом сильном руководстве в обеих странах возможности любого президента (или премьер-министра) по вопросу Нагорного Карабаха очень ограничены. Нагорный Карабах стал вопросом идентичности и для армян, и для азербайджанцев, так что у любого лидера, кем бы он ни был, очень мало пространства для маневра в этом вопросе. Тем более, когда отсутствуют все остальные вышеперечисленные факторы — нет вредной для обеих сторон тупиковой ситуации, нет благоприятного стечения геополитических факторов, нет точек соприкосновения для возможного согласия, нет поддержки в собственной стране по данному вопросу.
Мирный процесс: перспективы
Наиболее интенсивно мирный процесс в Нагорном Карабахе развивался в 2007-2008 годах, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ из США, России и Франции попытались сблизить позиции стран, чтобы достичь рамочного соглашения о мирном договоре, основанного на некоторых базовых так называемые «мадридских» принципах. Теоретически эти мадридские принципы были наиболее близки возможному компромиссу. Но, несмотря на упорную работу Минской группы и их партнеров в международных организациях, и принципы, и возможность заключения рамочного мирного договора были неприемлемы для обеих сторон, и мирный процесс застопорился. Теперь, спустя 10 лет, ситуация еще более усложнилась, и урегулировать конфликт мирным путем будет еще сложнее.
Десислава Русанова — один из ведущих мировых экспертов в области разрешения конфликтов и один из самых опытных сотрудников известной международной организации по мирным переговорам Inter Mediate. Она была посредником в нескольких важных армяно-азербайджанских мирных конференциях, поддерживающих посреднические усилия Минской группы.