16/03/2016 ИАЭТ СО РАН
Сибирские ученые о языческих традициях
833 ИАЭТ СО РАН СО РАН Аналитика Гуманитарные науки Новосибирск Одни исследователи утверждают, что отдельные языческие верования сохраняются по сей день как часть культуры, в то же время другие говорят: использовать это определение не совсем корректно.
Тем не менее ежегодные гулянья по поводу проводов зимы, завершающиеся Прощеным воскресеньем, любимы и ожидаемы. Обряд сжигания чучела Масленицы всегда символизировал проводы зимы и весеннее обновление. Масленица — чучело из соломы (обрядовая кукла), ее наряжают и иногда дают ей имя. На Масленицу издавна пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры — все это символы возрождающегося солнца. Сезонные праздники в честь солнца и сил природы — только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе.
Как себя ворона поведет
В культуре ханты и манси также сохранился праздник, связанный с приходом весны: он известен как Вороний день. В мифах обских угров ворона — вестник весны, так как она первой возвращается на Север, начинает вить гнезда и громко каркать, дабы пробудить землю от зимней спячки. В поселениях проводят традиционные игры и состязания. В этот день наблюдают за поведением вороны, так как с ним связаны многочисленные приметы на год. В частности, существует поверье: ворона любит, когда рождаются дети, поэтому, подкармливая ворону, можно просить о рождении ребенка. Ханты подметили: вороны греют лапки на опилках после того, как мамы вытряхивают их из детских колыбелек, в связи с этим считается, что птица "заинтересована" в рождении детей, рассказала сотрудник Музея Природы и Человека (Ханты-Мансийск) Лариса Поршунова.
К слову, в Югре есть несколько музеев этнографии, где можно ознакомиться с традициями воочию, к примеру Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" представляет собой хантыйское и мансийское стойбище, охотничью тропу и святилище. Посетителям предлагают участие в традиционных народных обрядах, в том числе праздниках, посвященных приходу весны.
Любопытно, что именно в таких потаенных, сокрытых от посторонних глаз в глухой тайге, сакральных местах обских угров во время одной из научных экспедиций учеными найдены прославившиеся ценные серебряные блюда: одно из них — с изображением сасанидского шаха Ездигерда I, время правления — 399-421 гг. (Сасанидская империя — государство на территории современных Ирана и Ирака с 224 по 652 гг.); другое — знаменитое "Нильдинское блюдо" с изображением крепости и десяти всадников, Средняя Азия, VIII — начало IX в., впоследствии приобретенное для музея Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Вообще, история этой удивительной находки давняя (1985), но не лишним будет о ней напомнить, тем более что широкому кругу читателей она не так хорошо известна, как, скажем, научному сообществу.
"Священные" находки
В одной из статей этнограф, доктор исторических наук Аркадий Бауло описал место, где было найдено блюдо: "В нескольких минутах ходьбы от берега (реки Северная Сосьва), на опушке, на двух высоких опорах стоял священный амбарчик, где обитал Полум-Торум-пыг ("Сын Пелымского бога") — дух-покровитель близлежащего селения Верхнее Нильдино. В двух метрах от амбарчика стоял стол на четырех ножках, еще дальше — кострище, на кольях которого вырезаны личины лесных духов. Манси приходили сюда несколько раз в год, но главное жертвоприношение происходило зимой, вскоре после Нового года".
"Север Западной Сибири оказался своеобразной кладовой для восточной серебряной утвари, — пишет автор. — На западе же действовал торговый путь по Волге. Через ответвление этого пути в Прикамье за Урал и проникало основное количество восточного серебра". Учитывая множество найденных ценных и ставших впоследствии "священными" находок, ученый предполагает, что "серебряные изделия чаще всего попадали на сибирские языческие святилища, где продолжали свою жизнь в качестве ритуальных атрибутов". В этом смысле можно говорить, что указанные блюда выступали в роли "икон" на угорских святилищах, заключает Аркадий Бауло.
"Помещение на дерево или вообще на высоту. Этот способ "транспортировки" жертвенных приношений,, был направлен только вверх и никуда более — к солнцу, к небу, в высшие сферы Вселенной. Водружение даров на священный столб или на ветви дерева, по верованиям сибирских язычников, способствовало прямому попаданию их к верхним божествам", — д.и.н. М.Ф.Косарев (2003 год)
Примечательно, связь племен — предков нынешних обских угров — с Азией четко прослеживается во множестве других археологических находок. В составе выставки Сургутского художественного музея "Возвращение в Ях" есть несколько таких предметов. К примеру, серебряная бляха с изображением всадника (XIV в.) или фигурка крылатого льва-грифона (IX-X вв.) были найдены на нашей территории, но не характерны для местного изготовления, сообщают сотрудники музея.
— Всадник на серебряной бляхе с позолотой мог трактоваться как Мир-сусне-хум — сын верховного бога-творца Нуми-Торума, который обычно изображается всадником. Он наблюдает за жизнью людей и выступает посредником между богами и людьми. У ханты и манси к нему обращаются шаманы. Личины (бронза, III-IV вв.), представленные на выставке, не имеют креплений к одежде и явно обладают сакральным смыслом. Создатели этих отливок не стремились, чтобы их персонажи были понятны непосвященным, они также могли быть использованы в священных местах, наподобие того, как это происходит у современных ханты и манси, но в археологических "кладах" на это прямых указаний нет, — рассказала хранитель коллекции Светлана Чаплыгина.
Ученые предполагают: народное поэтическое творчество, фольклор — предания, сказки, былины, саги — так же, как и обычаи, символически отражают первобытные мифы и религии, а былинные герои и персонажи древних мифов олицетворяют природные силы. Полностью искоренить подобные верования невозможно, считают ученые.
Все-таки один из любимых россиянами праздников — проводы зимы — это языческий обряд, фольклор или этнокультурное событие — непонятно, но и не столь важно, как его воспринимать, ведь после него всегда ждут "не житья, а масленицы".
Справка "СТ"
Язычество — термин для обозначения так называемых "ложных" многобожных религий и культов, предшествующих и противостоящих религии "истинной", единобожной. Слово "язычество", по предположению исследователей, происходит от древнеславянского "языцы" — "народы", нехристианские племена, враждебные православной Руси. Данный термин часто соотносят с латинским словом "paganus" — "житель сельской местности, не принявший христианства" Внутри культур народов, исповедующих единобожие, встречаются и языческие элементы — в обычаях, обрядах, преданиях, изобразительном искусстве и прочем. В этом смысле язычество — важная часть культурного наследия человечества (источник — словарь учебного пособия "Религиоведение", написанного профессором, академиком РАЕН И.Н.Яблоковым). Стоит отметить, что этнологи и этнографы, как правило, определяют многобожные верования и культы как традиционные народные верования, политеизм или племенные религии.