22/12/2016 ИТПМ СО РАН
Ученые разрабатывают концепцию технического задания для РЖД
395 ИТПМ СО РАН СО РАН Сотрудничество Физика Техника Новосибирск Москва Концепцию создания в нашей стране вакуумно-левитационной транспортной системы одобрили участники заседания Объединенного ученого совета ОАО "РЖД".
Председатель совета профессор Борис Лапидус сообщил, что в течение года специалисты ряда научных организаций разрабатывали основные параметры принципиально нового вида сообщений.
В результате удалось подготовить концепцию технического задания на ее реализацию. Согласно замыслу, подвижной состав в виде капсулы должен будет двигаться в вакуумном трубопроводе диаметром 2,0- 5,5 м с помощью магнитно-левитационной системы. Благодаря разреженной форвакуум ной среде аэродинамическое сопротивление движению удастся снизить минимум в 100 раз, что позволит развить скорость до 1000-1200 км/ч.
Как уточнил научный руководитель Института теоретической и прикладной механики СО РАН академик Василий Фомин, для баланса энергетических затрат на поддержание вакуума в системе и преодоление аэродинамического сопротивления оптимальная степень разрежения среды в трубопроводе должна быть 25-80 Па. При этом энергетические затраты должны быть меньше затрат на преодоление сопротивления движению поезда в естественной среде.
Для комфорта пассажиров разгон и торможение капсул необходимо осуществлять с ускорением не более 1,6 м/с2.
По словам заведующего кафедрой МИИТа Дмитрия Мачерета, целью проекта должно стать создание экологически чистой, комфортной и производительной сверхвысокоскоростной системы, обеспечивающей конкурентоспособность на транспортном рынке в диапазонах от 500 до 2 тыс. км (для пассажирских перевозок) и конкурентоспособность для перевозок товаров на локальных рынках. "Основное экономическое требование к вакуумно-левитационной системе — сочетание скоростных преимуществ авиации с дешевизной железнодорожных перевозок", — отметил он. А срок окупаемости инвестиций в этот проект не должен превышать 20 лет.
По мнению профессора ПГУПСа Анатолия Зайцева, этого можно добиться за счет использования современных материалов и вакуумного оборудования, обеспечивающих легкость, конструкционную надежность, термоустойчивость и экологичность. Кроме того, нужно как можно шире использовать уже имеющиеся научные заделы в данной сфере, в том числе разработки сотрудников ПГУПСа в области магнитолевитационных транспортных технологий.
Как отметил Борис Лапидус, сформированная учеными концепция технического задания на разработку новой транспортной системы уже в начале будущего года будет передана для рассмотрения в Минтранс, ОАО "РЖД" и Российский фонд фундаментальных исследований. После ее утверждения, а также определения участников проекта и источников его финансирования специалисты ведущих научных центров нашей страны приступят к практической работе по созданию одной из самых грандиозных транспортных систем нашего времени.