В Историко-архитектурном музее ИАЭТ СО РАН открылась новая экспозиция

0
389

07/07/2017 ИАЭТ СО РАН

В Историко-архитектурном музее ИАЭТ СО РАН открылась новая экспозиция

59 ИАЭТ СО РАН СО РАН Гуманитарные науки Новосибирск ​В Историко-архитектурном  музее под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН открылась новая экспозиция, которая посвящена пазырыкской культуре памятников плато Укок на Горном Алтае. 

Сооружение — шатер, в котором расположена новая экспозиция — подарок японских ученых, он должен был предохранять от непогоды археологические раскопки на плато Укок, а после окончания исследования его перевезли на территорию музея, а затем решили превратить в экспозиционную площадку.     «Идея этой экспозиции  — воссоздать погребальный комплекс пазырыкской культуры, обнаруженный   на территории Горного Алтая, — рассказывает заведующая отделом музееведения ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Ирина Владимировна Сальникова. — Посетитель  будто становится участником археологических раскопок на плато Укок.  Он наблюдает сверху подлинную картину сакрального комплекса:  сруб, в котором находится костяк в скорченном положении, рядом с останками —  два глиняных сосуда, деревянное блюдо, несколько  наконечников стрел. Возле сруба — погребенные лошади. Словом, здесь все соответствует реальным пазырыкским погребениям».         Кроме того, внутри большого шатра, в котором расположена экспозиция, представлена информация о том, что такое пызырыкская культура и кто были ее первые исследователи, на карте Укока перечислены все крупные открытия.  На стендах, которые находятся на «втором этаже» — артефакты, связанные с пазырыкцами. «Это практически всё (кроме керамики) копии, но первое представление о том, что сопровождало жизнь представителей культуры, дает, — говорит исследователь, подчеркивая, — однако и антропологические, и палеонтологические останки подлинные».        Рассказывая о том, как создавалась экспозиция, Ирина Сальникова отмечает некоторые моменты: «Грифона как символ пазырыкской культуры мы не могли не установить. Что касается керамики, то для правильного решения экспозиционного пространства надо было, чтобы сосуды были светлые и достаточно легкие. Их мы взяли из вспомогательного фонда, из находок Владимира Дмитриевича Кубарева, который был в числе первооткрывателей алтайских пазырыкских памятников. Огромную помощь в реализации проекта — полиграфия, великолепный грифон, привходовая часть — оказал Евгений Вячеславович Молодин».    «Эта экспозиция вдохновила моих коллег из других лабораторий и подразделений института! — говорит Ирина Сальникова. — Когда я пришла к нашему палеонтологу, он прямо на полу начал собирать коня, чтобы понять: в целости он или нет.  Все ребята, которые нам помогали, заряжались нашим настроением! И огромное им спасибо за это ». 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  РФФИ будет развивать практику грантовой поддержки молодых ученых

Фото Дианы Хомяковой