Акустическое загрязнение среды является угрозой здоровью человека. Для защиты населения от повышенной шумовой нагрузки используют шумозащитные или акустические экраны. Они являются одним из элементов обустройства автомобильных дорог, когда требуется эффективное снижение транспортного шума.
Шумозащитные экраны https://rid-road.ru/catalog/shumozawitnye-ekrany/, устанавливаемые вдоль трасс, представляют собой искусственную преграду распространению звуковых волн и являются сборной конструкцией. В ее состав входят защитное полотно из акустических панелей и несущих конструкций в виде опорных стоек. Защитное полотно, как правило, монтируется на фундаменте. Современные магистрали невозможно представить без искусственных сооружений – мостов, эстакад, путепроводов, виадуков, подпорных стен и др. При установке шумозащитного экрана на искусственном сооружении фундамент не предусматривается. В этом случае шумозащитное полотно является частью конструкции искусственного сооружения.
Определяющим фактором о возможности использования экрана на искусственном сооружении является величина нагрузки шумозащитного полотна на само сооружение. При необходимости акустической защиты прилегающей территории решение об установке экрана на искусственное сооружение принимается совместно проектировщиками данного сооружения и специалистами по шумозащитным мероприятиям. Для снижения нагрузки может быть ограничена высота экрана и даже выдан запрет на его установку. На искусственных сооружениях не рекомендована установка тяжелых бетонных или каменных акустических экранов. Используются легкие акустические панели из металла или светопрозрачного оргстекла и поликарбоната.
Если конструкции мостов, эстакад, подпорных стен и других сооружений не предусматривали возведения шумозащитного полотна на стадии их проекта и ввода в эксплуатацию, то разрабатывается новый проект. Он основывается на заново проведенных расчетах и осуществлении экспертизы сооружения с учетом вводимых в конструкцию дополнительных элементов.
При расположении вблизи экрана на искусственном сооружении пешеходных зон, железнодорожных путей и других объектов для предотвращения падения на них в аварийных ситуациях элементов защитного полотна используются специальные улавливающие и удерживающие приспособления. Они должны выдерживать четырехкратный вес данных элементов при условии 20% увлажнения панелей.
При применении удерживающих проволочных тросов их установка осуществляется по четырём углам или по двум верхним углам каждой акустической панели. Возможен вариант прохождения тросов внутри панели со связью с несущей стойкой. Тем самым происходит последовательное объединение всех элементов в общее полотно. На стадии проектирования учитывается величина возрастания стоимости конструкции в результате использования защитных устройств. В случае значительного удорожания рассматривается целесообразность установки шумозащитного полотна на искусственное сооружение
Особое внимание уделяется конструкции экрана в местах деформационных швов искусственного сооружения. Это вызвано необходимостью устранить риск разрушения элементов защитного полотна при деформациях сооружения. В пределах шва пролетов устанавливается специальная секция. Она включает в себя стойки с увеличенными полками и укороченные акустические панели. Полки обращены в сторону деформационного шва. Величины роста их длины и уменьшения длины панели должны составлять не менее 2-х значений перемещения элементов искусственного сооружения в данном шве.
К шумозащитным экранам на искусственных сооружениях предъявляются общие требования ко всем подобным конструкциям, устанавливаемым вдоль автомобильных дорог. Они должны обеспечивать необходимую акустическую защиту, обладать механической прочностью, иметь защиту от коррозии, быть огнестойкими, устойчивыми к агрессивным средам и перепадам температур, быть удобными в обслуживании и ремонте.
Технические требования к акустическим экранам автодорог утверждены ГОСТом 32957 и отраслевыми методическими документами.