Создать конкурентоспособные производства в рамках единой промполитики России и Беларуси

0
275

30/06/2017

Создать конкурентоспособные производства в рамках единой промполитики России и Беларуси

32 ФАНО Сотрудничество ​Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин выступил на секции "О стимулировании развития конкурентоспособных высокотехнологичных производств России и Беларуси", которая прошла в рамках IV Форума регионов двух стран.

— Два года назад на форуме регионов в Сочи я говорил о необходимости создания конкурентоспособных производств в России и Беларуси и о том, что это необходимо делать в рамках единой структурной промышленной политики двух государств. Ее появление предусмотрено декретом о создании Союзного государства. Сегодня я могу только повторить сказанное.

За прошедшее время единственным интеграционным проектом в этой области, который находится на стадии развития, стал проект по созданию корпорации по станкостроительному производству. Это реальный интеграционный проект, который сейчас активно реализуется. Если же говорить о других прорывных начинаниях, которые помогли бы создать конкурентоспособное совместное производство, то на данный момент в Постоянном Комитете Союзного государства таких нет.

Да, можно вспомнить совместное строительство Белорусской атомной станции, но этот эпизод сложно отнести к деятельности Союзного государства, поскольку БелАЭС стала следствием политического решения руководителей двух государств.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В помощь читателю: 7. Волны

Помощь на уровне федеральных государственных органов власти в деле решения вопросов единой промышленной политики, в рамках которой и должны создаваться конкурентоспособные производства, нашим руководителям пока незаметна.

Что такое промышленная политика? У нас совместное единое определение целей и задач, которые подкрепляются соответствующими силами и средствами, а также различными организационными мерами. Все это вкупе обеспечивает достижение поставленных целей. Какие шаги реализованы на данный момент? Если мы говорим о межгосударственном взаимодействии, то можно частью этой политики, причем очень незначительной, в связи с небольшими объемами финансирования, считать программы Союзного государства. Благодаря им мы выпускаем реально конкурентоспособные продукты. Возьмем программу "Компомат". Только по результатам этой программы у нас создано порядка 200 новых технологий и продуктов, которые отвечают зарубежному уровню. А есть еще порядка 240 патентов и заявок на них, которые пока рассматриваются. То же самое можно сказать о программах, которые реализуются в сферах космоса и радиоэлектронного взаимодействия.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  По мнению ученых, без вечной мерзлоты Якутия превратится в пустыню

Если мы примем во внимание, что за все время существования Постоянного Комитета таких программ было реализовано около 30, а суммарные расходы на них не превысили и 30 млрд. в рублях, то становится понятно, насколько это незначительные масштабы в сравнении с другими статьями взаимодействия между Беларусью и Россией. У нас отдельные регионы в год имеют оборот порядка миллиарда долларов.

Я считаю, что мы не учитываем наш главный потенциал, который должен лежать в основе разработки всех необходимых направлений и постановке приоритетов в промышленной политике. Мы абсолютно не привлекаем к этому процессу академическое сообщество двух стран. Есть Национальная академия наук, которая является и заказчиком, и реально функционирующим органом государственной власти с соответствующими правами в Беларуси. Российская Академия наук, обладая огромным потенциалом с точки зрения фундаментальных институтов, пока не демонстрирует соответствующего качества. Его должны придать ФАНО и Минобрнауки. Но есть ряд моментов, которые по-прежнему держат РАН на вторых ролях.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Объявлены лауреаты Госпремии 2016 года за выдающиеся достижения в области науки и технологий

Если мы говорим о решении политических вопросов, то необходимо понимать, что это вопросы стратегические. Если мы говорим о промышленности, то ее нельзя рассматривать в отрыве от энергетики, от транспорта и других сфер, которые необходимо объединять. Стратегические приоритеты могут быть разработаны, в первую очередь, за счет совместного взаимодействия академий с учетом тех требований и реалий, которые сложились на сегодняшний день в рамках наших отраслевых структур.

Мы должны разобраться и понять, как двигаться дальше. Не пора ли нам отойти от работы на уровне оперативного или тактического мышления, при которой наши отраслевики работают напрямую в рамках своих узких отраслевых вопросов, а общую увязку можно сделать только в рамках предварительной фундаментальной проработки вопроса. Очень хотелось бы, чтобы мы попытались переосмыслить этот момент и подойти к следующему Форуму регионов с новой идеологией формирования новых приоритетов.