Технологии создания и применение ГМО

0
306

21/11/2016 ИЦиГ СО РАН

Технологии создания и применение ГМО

498 ИЦиГ СО РАН СО РАН НГУ Науки о жизни Инновации Новосибирск В последние годы все чаще говорят о том, что мир стоит на пороге кардинальных изменений системы образования. И одна из первых «ласточек» этого процесса – MООС (массовые открытые онлайн-курсы) от университетов и колледжей. 

Их популярность растет огромными темпами: обучение бесплатно и доступно в удаленном режиме. И пока эксперты пытаются угадать, что принесет распространение подобных образовательных платформ, на них уже записались миллионы студентов.

Этот формат образования возник в США (одна из первых платформ – известная Академия Хана), но сейчас его используют университеты по всему миру – от Лондона и Квебека до Шанхая и Сеула. Развивается и сам формат онлайн-образования. Если та же Академия Хана предлагает своим пользователям наборы отдельных мини-лекций, пусть и сгруппированных по темам, то, например, на платформе Coursera представлены уже целые курсы. Каждый из них – это, по сути, бесплатный интерактивный учебник, который содержит видеоматериалы, тесты и проекты. Во время прохождения курса обучающийся получает возможность общаться с однокурсниками на форумах и проверять качество своего обучения на регулярных тестах. А по окончанию все желающие могут приобрести сертификат о прохождении курса, который уже сегодня за рубежом можно предъявлять многим работодателям.

Конечно, на всех этих платформах до сих пор доминируют англоязычные образовательные программы. Но в последние годы растет число онлайн-курсов и от российских университетов (на русском языке). Например, НГУ второй год активно размещает свои курсы на той самой Coursera. Среди новинок этой осени курс "ГМО: технологии создания и применение", подготовленный преподавателями университета и одновременно учеными ФИЦ "Институт цитологии и генетики СО РАН" к.б.н Нариманом Баттулиным, к.б.н. Алексеем Мензоровым и к.б.н. Вениамином Фишманом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Студент ВКИ НГУ разработал систему дистанционного тестирования пациентов

Подробнее о самом курсе, а также об опыте работы в сфере онлайн-образования мы попросили рассказать одного из авторов – зав. сектором геномики стволовых клеток ФИЦ «ИЦиГ СО РАН» Наримана Баттулина.

– Скажите, почему была выбрана именно эта тема?

– Тему мы выбирали совместно и исходили при этом из двух задач. С одной стороны, поскольку запись на курсы добровольная, тема должна быть интересной. А с другой – соответствовать университетскому уровню образования. Сначала думали сделать курс про стволовые клетки, но потом решили, что тема ГМО лучше соответствует упомянутым критериям.Кроме того, ГМО – это тема, которая очень сильно пострадала от негативной и недостоверной информации.

Людям известно много слухов и домыслов про генетически модифицированные организмы и гораздо меньше научных фактов. В результате, население сегодня боится всего, что связано с ГМО. А для научного сообщества, наоборот, очевидно, что никаких особых рисков нет, это направление не опаснее обычной селекции.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Новости Сибирского отделения Российской академии наук

– Получается, ваш курс направлен и на развенчание предрассудков про ГМО?

– Мы хотим показать, что это на самом деле замечательная технология, которая позволяет решать очень широкий спектр задач, начиная от борьбы со старением и до продовольственной безопасности. И эта технология работает в мире уже сейчас. Собственно трансгенных пищевых продуктов (с которыми связано наибольшее количество мифов) на рынке не так уж и много. В основном, эта технология применяется в фармацевтике, создании лабораторных животных, растений, микроорганизмов.

– Какие темы входят в программу вашего курса?

– В первой части курса мы разбираем, чем генетически модифицированные организмы отличаются от обычных, и рассказываем, для решения каких задач создаются модифицированные организмы. А также обсуждаем вопросы безопасности применения ГМО, какими свойствами можно наделить генетически модифицированный организм. А далее, более подробно изучаем некоторые направления использования этой технологии. Рассматриваем самые распространенные способы создания трансгенных лабораторных животных и задачи, которым они служат. Например, говорим о том, как обычную козу можно превратить в биофабрику по производству белков человека. Или о том, как модифицируют вирус иммунодефицита человека, чтобы сделать безопасным, как на его основе создают конструкции для борьбы с раком и наследственными болезнями. И о многом другом. Подробнее можно узнать, ознакомившись с программой курса на платформе Coursera.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ученые СФУ разработали наиболее эффективный материал для аккумулирования водорода

– Насколько я понимаю, курс уже начался. Много ли на него записалось слушателей и как быть тем, кто не успел это сделать?

– Сейчас у нас порядка 1000 активных слушателей, надеюсь, все они дойдут до итогового теста. А те, кого заинтересовал наш проект – могут к нему присоединиться в удобное для себя время: примерно каждые полтора месяца курс стартует заново. Ближайшая группа начнет занятия 21 ноября.

– Для вас это был первый опыт онлайн-преподавания? И будете ли вы продолжать работу в этом направлении?

– Да, в таком формате мы работали в первый раз. Это, конечно, очень интересный, но в то же время, достаточно трудоемкий процесс. Потому что необходимо подготовить и выпустить некий виртуальный учебник, да еще и достойного качества – ведь на Coursera представлены ведущие мировые университеты, и НГУ должен соответствовать этому уровню. Для решения подобной задачи надо не только иметь немалое желание заниматься популяризацией науки, но и уделить много времени и сил. Поэтому, хоть сам опыт был очень интересным, я не могу сейчас твердо сказать, сможем ли мы с коллегами в ближайшем будущем его повторить. Все-таки нашей основной деятельностью являются научные исследования, преподавание в университете, а только потом – участие в подобного рода проектах.

Георгий Батухтин